история

В 1996 году Александр Баширов и Максим Пежемский сидели в буфете кинотеатра Спартак за чашечкой кофе и обсуждали итоги прошедшего съезда Кинематографистов в Москве. В Кремлевском Дворце Съездов был показан ролик, состоящий из кадров фильмов молодых кинорежиссеров, который подвергнут обструкции как апологеты, пропагандирующие с экрана нашему многострадальному народу,  воодушевленно строящему капиталистическое общество, разврат, насилие и бездуховность. Для города на Неве это было удивительно – как это так, коллеги коллег нанизывают на нравственный стрежень. Ну, это абсолютно невообразимо, чтобы Костя Кинчев был подвергнут обструкции со стороны Башлачева, Бутусова или Гребенщикова. Ни в какие ворота это не лезло!

Одним из них был Макс Пежемский, снявший фильм «Мама, не горюй», а так же Сергей Виноградов с фильмом «Упырь», Наталья Пьянкова со своим «Странным временем» и другие. Все это малобюджетное кино было подвергнуто гонению, как и один из организаторов создания и продвижения малобюджетного кино на студии Горького Ливнев, что возмутило Александра Баширова, который показал свою «Железную Пяту Олигархии». Выпив еще по чашечке кофе, Макс и Александр решили, что нужно как-то с этим разобраться, что-то сделать. Александр предложил соотнести фильмы молодых кинорежиссеров с аналогами из истории кино и показать эти фильмы, чтобы общество само вынесло решение, и что естественно, нелицеприятное. Оказалось, что это выглядит как фестиваль. Стали искать ему название. Так и появились «Чистые Грезы». Не смотря на то, что основная деятельность режиссера в кино – манипуляция эмоциональным состоянием зрителя, существует понятие «фабрика грез», в пику этому было решено, что наши помыслы чисты, и грезим мы об идеальном, совершенном взаимодействии автора с самим собой и обществом.

Основной задачей этого мероприятия было объединение на этой основе всех – кинематографистов, поэтов, художников, музыкантов, – всех страждущих продолжения рок-н-рольного братства и взаиморазвития. Это попытка достигнуть апофеоза взаимолюбования и конструктивной самокритики, а так же громыхания этого идеала во вселенском масштабе.

Успех был грандиозный, феноменальный и невообразимый. Крушились стены, бились стекла ,вылетали двери, дискуссии кончались иногда рукоприкладством, перформансы (в частности группы Басковой) производили странное и неизгладимое впечатление, присутствие финских, английских, американских друзей  - все это перевело в мировой масштаб. Так родился фестиваль «Чистые Грезы – ДебоширФильм».

Любимая актриса Аки Каурисмяки Кирси Тиккилайнен, потрясенная серьезностью и уровнем программы ,очарованная бесшабашной атмосферой и энтузиазмом членов оргкомитета, как член жюри, на следующий год помогла организовать отряд своих знакомых финских фильммейкеров. Фестиваль, который уже проходил в Доме Кино, посетил Мике Каурисмяки, что закончилось скандалом, потому что в результате организационной накладки он попал не на свою премьеру, а премьеру фильма Светланы Басковой «Зеленый Слоник». Он был ошарашен российской действительностью в художественной форме настолько, что хотел применить физическое воздействие на директору фестиваля Александру Баширову. Пришлось горячего финского парня тушить холодной русской водкой. Во время показа в Ленинградском Дворце Молодежи ретроспективы Киры Муратовой на фильме «Чеховские мотивы» несколько раз обрывалась пленка в проекторе и зрители терпеливо сидели в темноте, думая, что это новый художественный прием. На самом деле, из-за недостаточности средств, киномеханику приходилось работать сразу на 2 зала, бегать из одной будки в другую, он просто не успевал следить за всей техникой.

В определенное время,  на пороге здания Дома Культуры Слепоглухонемых, где, как всегда, в перманентном состоянии отсутствия финансирования, комитет решил позвонить Лапину, чтобы просто узнать, как жизнь. Оказывается, что он работал на тот момент в Ленинградском Дворце Молодежи. Директор фестиваля сразу  позвонил в дирекцию ЛДМ, где фестиваль был трепетно поддержан на многие и многие годы. Трудности роста заключались в финасовых проблемах, а репутация фестиваля, единственного в России, была потрясающей, рисковой и невообразимой. Давно не существует такого понятия, как авторское кино, а есть такое понятие как индикино, независимое кино. Это всемирное движение активно сформулировано в Америке, в виде очень престижного фестиваля Санденс. В ряду других фестивалей города, Международный фестиваль “Чистые Грезы” выделяется своей стабильностью, научно-поэтическим подходом, соответствием времени и миру. Например, его ретроспективная программа экранизаций Хармса, или ретроспектива ФЭКСов  - это сильное и актуальное на тот момент событие. На фестивале были созданы такие необычные сочетания музыки и кино как демонстрация фильма «Стачка» и «Новый Вавилон»  под живую музыку Tequilajazzz, «Шинель» под под аккомпанемент известного джазового пианиста.

Сейчас ДебоширФест активно пропагандирует русское советское независимое кино за границей (Финляндия, Австрия, Германия), а так же знакомит наши русские глубинки с достижениями мировой индикиноиндустрии.

История нашего фестиваля не дописана. И все потому, что творите ее вы, уважаемые синефилы!

Готовится к изданию книга «Нескромное обаяние ДебоширФильмФеста».

Просим всех, у кого не отшибло память, выслать нам свои освященные вспышкой ясного сознания воспоминания для оплодотворения многогранности прошедшего безумия.